СВЯЩЕННИК ДМИТРИЙ НЕНАРОКОВ: ПРОПОВЕДЬ НА ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ 19 августа 2018 года

Братья и сестры! Всех вас горячо и сердечно поздравляю с великим двунадесятым Праздником Преображением Господа и Спаса нашего Иисуса Христа!Хотя этот праздник отмечается летом, само событие Преображения произошло за сорок дней до Христовых Страстей — предания на лютую Крестную смерть Господа нашего. По церковному календарю это приходится на начало Великого Поста — времени покаяния и сугубых молитв, когда душа настраивается на иной лад…Но Преображение Господа на горе Фаворской, которым Он явил человечеству Свое истинное величие Творца Светов, открыв тайну Своего Богосыновства, имеет важнейший сакральный смысл и значение для жизни и спасения каждого христианина. Именно поэтому сей Праздник Святая Церковь празднует особо — летом.

Преображение Господа – Праздник, благоухающий особым духовным ароматом, и сей аромат Праздника требует особой подготовки к его восприятию. И лето — наиболее подходящая пора для того, чтобы нам не спеша поразмыслить, попостившись, – идет Успенский пост, – дабы, созерцая таинство этого Праздника, понять его глубину.

Немного отступая от основной темы, скажу: мне думается, что лето – это вовсе не «маленькая жизнь», как поется в песне; это пора обнажения духовной и физической сути — от отдельно взятого человека до общества в целом. В эту пору, когда сама раскаленная жарой и негой природа словно принуждает «земную», физическую, составляющую громко заявлять о своих правах, сами собой умаляются и ослабевают узы, сдерживающие скрытые буйные «стихии». Обнажается в том числе и наша внутренняя неприглядность, и убогость эта поражает нас и невольно толкает к покаянию – началу начал личного духовного преображения…

… На стенах пещер, где с первых веков христианства подвизались преподобные пустынники – Синайские, Египетские, Палестинские, Афонские и другие – можно часто видеть иконы Преображения Господня. Почему древние анахореты столь чтили сей Праздник? Да потому что Преображение — Праздник преобразившегося Христовой Жертвой человечества, преобразившейся человеческой души.

Была такая ересь, с которой спорил святитель Григорий Палама в XIV веке и которая была осуждена рядом Православных Соборов: ересь варламитов. Варлаам, родившийся в православной семье, закончил жизнь католическим епископом. Его ересь отвергала православное учение о Нетварном Фаворском Свете — непосредственном действии Божественной благодати, которую МОЖЕТ стяжать человек, преобразившись уже в земной своей жизни. Варламизм был и по духу и по сути латинством, издревле боровшимся с высотой православного аскетического учения. Ибо католические богословы, исказив Догмат о Святой Троице, лишились возможности познавать небесное, оставшись влачиться в земном, материальном — в логике и узком человеческом разумении. Они отрицали прижизненную возможность стяжания человеком Святого Духа Божия – обОжения Нетварным Божественным Светом. Пять Православных Соборов последовательно отвергли это лжеучение. Защитники Истины приводили в пример боговидца Моисея, который после личного общения с Богом на горе Синай клал покрывало на лицо, сиявшее светом, коего не могло вынести зрение соплеменников. Но главным был, конечно же, пример преобразившегося на горе Фаворской Богочеловека, Господа нашего.

И сами подвижники, находясь в горах, пустынях, пещерах и ущельях земли, преображались духовно и внешне, и сие делание незримого, но явного сочетания их душ с Господом называлось исихией. Исихия в переводе с греческого означает «тишина». Сии молитвенники стяжевали тишину благодати Святаго Духа. Помните, как Господь являлся пророку Илии, доведенного до крайнего изнеможения – и физического, и душевного – великими гонениями со стороны царя Ахава и царицы Иезавели. Многократно пытались взять его в плен и уничтожить. Пророк бежал, молился, взывал ко Господу: «возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.» (3Царств.19,10). И Сущий открылся Илии на горе Хорив. Он сказал: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра — и там Господь» (3Царств.19,12). Веяние тихого ветра – дословно с церковно-славянского – «глас хлада тонка». Это не физическое явление, но духовное. И в этом «гласе хлада тонка» явился Господь Илии пророку. Другими словами, это была та самая Божественная Тишина, в которой только и является Господь верующим людям. И хотя сегодня на улице жара, и в мире царит летняя суета, заботы, труды, сбор урожая, Господь неизменно является в Своей тишине каждой человеческой душе.

И если беспристрастно взглянуть — вслушаться внутрь себя, то не услышим в своей душе никакой тишины. Каково же истинное состояние нашей души? Святые отцы дали рецепт определения этого состояния: надо взять некий временной отрезок – допустим, десять минут или час, можно и сутки, и определить ту мысль, что приходит чаще всего за это время – именно она и указывает на то, чем мы сейчас живем, к чему склоняемся.

И если сейчас можно было бы услышать «мелодию» наших душ, мы пришли бы в ужас от какофонии диких звуков – беспорядочных, уродливых, перекрывающих друг друга — словно какие-то животные схватили музыкальные инструменты и одновременно бьют в барабаны, дудят, бряцают на струнных и при этом вопят… И что же они выкрикивают? Всего один звук! Звук, заглушающий все остальное. Это звук очень простой: «Я!» Вот это-то «я» и не дает человеку слышать «глас хлада тонка»: эта последняя буква новорусского алфавита и заглушает нам глас Божий. Сей мешающий звук упраздняется очень просто и одновременно тяжело. Помните, в старых сказках (например, красиво пересказанной Андерсеном и известной под названием «Снежная королева») – что нужно было, дабы растаял кривой осколок дьявольского зеркала в сердце героя? Слезинка.

Вот так одна-единственная наша слезинка покаяния враз прекращает все какофонии, топит их, расчищает дорогу Господу, и Господь является и начинает стучаться в дверь нашего сердца, и мы слышим голос Божий: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3,20).

Можно много ставить перед собой целей и задач земных, но безусловно самым главным для следующих за Господом является услышать Его и открыть Ему сердечную дверь. И когда сие произойдет, мы получим сокровище, которое никто не сможет отнять у нас. Тогда «возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоанн.16,22). Искренне желаю вам, братья и сестры, в этот славный день Преображения Господня вкусить хотя бы малую толику сей небесной радости Божественной Тишины – Исихии. Храни вас Господь! Аминь.

Преображение Господне