СВЯЩЕННИК ДМИТРИЙ НЕНАРОКОВ: О МУЖЕСТВЕ ПОКАЯНИЯ

Слово в день Усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Для Церкви Христовой Святой Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн является отцом второго крещения – покаяния. «Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси…» ( молитва по канону святому Иоанну Предтече).

Почему же до сих пор не произошло того всенародного русского покаяния, о котором столь давно твердят? Потому что таинство покаяния еще не свершилось в каждой отдельно взятой душе христианской. А не свершилось оно, прежде всего, по причине отсутствия необходимого мужества. А мужество, основанное на вере, есть не только великое достоинство души, но и одна их четырех великих соборных добродетелей (по учению свт. Амвросия Медиоланского).

Один из святых отцов древности, Пимен Великий, на вопрос о его духовном успеянии неизменно отвечал: «Поверьте, чада, где сатана, там и я буду». Другой подвижник говорил, что чувствует себя тонущим в болотной тине и непрестанно вопиющим к Богу о спасении. Эти примеры не могут не удивлять современного среднестатистического теплохладного верующего обывателя, привыкшего вести свою духовную жизнь в зоне личного комфорта. Покаяние для большинства сродни телесной гигиенической процедуре, по совершении которой можно некоторое время чувствовать себя легко и «удобно» – вплоть до следующей исповеди.

Между тем, приведенные слова святых отцов показывают иное: покаяние требует от каждого напряжения всех сил физических и духовных, и начинается оно только тогда, когда человеческие силы, надежды и чаяния земной помощи совершенно иссякают. Покаяние начинается тогда, когда человек ощущает себя все глубже увлекаемым в бездну беспомощности и безнадежности, все его человеческие потуги выбраться из нее напоминают лишь взмахи рук утопающего. В этот момент он ясно осознает, что реально, кроме Господа, у него нет никого, и лишь Он властен изменить сам ход вещей и, где надо, даже вмешаться в законы бытия.

Вот это и есть отправная точка – начало подлинной духовной жизни. Это состояние в Святом Евангелии зовется нищетою духа. А мы помним, что именно с этой заповеди начинает Господь Свою первую общественную проповедь. «Блажени нищии духом: яко тех есть Цар­ст­вие Небесное» (Мф. 5,3).

Можно ли просить покаяния у Бога? И можно, и должно. За помощью в этом люди обращаются к Иоанну Крестителю. Но ищущий покаяния – единственного и самодостаточного богоугодного делания – должен иметь твердое личное святое произволение не жалеть себя и не желать ничего для себя лично. Об этом говорит Господь: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Именно этот шаг – краеугольный камень в деле личного спасения. И это не будет единичным испытанием: Господь ежедневно, ежечасно будет ставить нас перед выбором, ожидая нашего мужественного решения покаянно следовать за Ним: «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится срдце твое» (Пс. 26,14).

Молитвами святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Господи Иисусе Христе, Боже наш, дай нам мужества и терпения к стяжанию истинного покаяния. Аминь.

https://vk.com/club67640986?w=wall-67640986_1059

Иоанн Предтеча