Русский герой Великой войны

13 апреля 1916 года, в разгар Великой Войны, русский бомбардировщик «Илья Муромец — X» совершал плановый налет на укрепленную зенитными орудиями немецкую станцию Даудзевас. Самолет получил серьезные повреждения, а командир экипажа Авенир Костенчик был ранен шрапнелью. После этого моторист Марсель Пля, уроженец Французской Полинезии, вылез на крыло и долгое время оставался там, ремонтируя повреждённые двигатели. Имея около 70 пробоин, биплан сумел сесть на русские позиции, все члены экипажа остались живы. Предусмотрительно повел себя и сам полинезиец, решившийся на опасный поступок, во многом позволивший осуществить безопасную посадку. Марсель привязался ремнем к стойке крыла, и, когда «Муромец» падал, он в шоковом состоянии болтался в воздухе. За этот бой все члены экипажа «Ильи Муромца» были отмечены воинскими наградами и повышены в звании, в том числе Марсель Пля, награждённый Георгиевским крестом III степени и произведённый в фельдфебели.
Большую известность герою принес бой уже в ноябре 1916 года. Марсель Пля теперь служил на модернизированном «Илье Муромце» в качестве стрелка хвостовой пулемётной установки. Во время очередного вылета на хвост бомбардировщику село три немецких истребителя. Русский биплан казался германским летчикам легкой добычей. Однако при первых же атаках двое из трех истребителей были сбиты метким пулеметчиком Марселем Плиа, а третий и вовсе не решился атаковать «Илью Муромца». За этот бой пулемётчик был награждён вторым Георгиевским крестом, на этот раз IV степени.
Марсель Пля позднее давал советы по модернизированию первого в мире бомбардировщика «Ильи Муромца» лично его создателю — знаменитому Игорю Сикорскому. Замечания полинезийца были признаны Сикорским полезными и в конструкцию бомбардировщика были внесены коррективы.
Родившийся в 1890-х годах во Французской Полинезии Марсель Плиа переехал в 1907 году с матерью в Россию. Полинезиец был женат на русской и имел ребенка от нее. Подданный Франции добровольно вступил в Русскую Императорскую Армию во время начала Великой Войны. К сожалению, после 1916 года о судьбе кавалера двух Георгиев ничего не известно. Тем не менее полинезиец Марсель Пля к тому моменту уже успел стать настоящим русским героем.
В 1919 году в Сарапуле новая власть попыталась создать дивизион воздушных кораблей, стянув в город все кадры, имевшие отношение к этим машинам. Темнокожих летчиков среди них не было.
 Марсель Пля (Marcel Pliat) Фотография из журнала «Огонёк» от 23 октября 1916 года
Марсель Пля (Marcel Pliat)
Фотография из журнала «Огонёк» от 23 октября 1916 года
Вот что пишет о нём “Огонёк” №43, воскресенье 23 октября 1916 года:
 »- Здорово, Марсель!
- Здравим желаим, вашскороди!
- Как живёшь?
- Ничиво, живём помалиньку.
Искрятся черным-черные глаза, сверкают зубы и лоснится широкий негритянский нос-арап. Он — сын далёких волшебных островов Тихого океана… Только как же: на голове русская солдатская фуражка, на ногах брезентовые голенища, и такое отчётливое «здравим жилаим». Всякий к нему с вопросом:
- Как ты сюда попал?
Марсель охотно говорит. Русским языком он владеет отлично, только окончания заглатывает. Любит щегольнуть солдатскими словечками, забористыми, как стручковый перец.
Марсель Пля — французский гражданин. Девять лет назад его мать была привезена богатыми людьми в Россию в качестве няньки и с нею курчавый и бойкий подросток. Холодная Россия стала второй родиной чёрному Пля. Теперь он женат на русской, имеет ребёнка.
Когда началась война, он как французский подданный, должен был явиться в ряды Жоффра, но остался, вступив добровольцем в русскую армию, сначала в качестве шофёра, потом моториста на воздушном корабле. На «Илье Муромце» он заработал два креста».
Из Приказа Начальника штаба Верховного Главнокомандующего № 542 от 25 апреля 1916 года:“Младший моторист воздушного корабля №10-й, младший унтер-офицер Марсель Плa.
Крест 3-й степени №10432.

13 апреля 1916 года, при полёте на воздушном корабле №10, подвергаясь сильному обстрелу зенитных орудий противника во время бомбардировки ст. Даудзевас, всё время находился на верхней площадке корабля, наблюдая за появлением противника в воздухе. В то время, когда одновременно разорвавшимися тремя снарядами был тяжело ранен командир корабля и корабль, сильно повреждённый и потерявший скорость, начал падать вниз, моторист Пля, оставаясь на своём посту, доблестно и самоотверженно исполнял возложенную на него обязанность и только лишь по приказанию артиллерийского офицера сошёл во внутрь кабины. Вылез на крыло и в течение 20 минут производил исправление подбитых трёх моторов и помогал помощнику командира корабля благополучно довести корабль до до аэродрома”

По материалам:

http://www.airforce.ru/content/lyudi-v-aviacii/553-marsel-plya/

http://istkniga.ru/club/forum/forum12/topic229/